Trail Making Test
Trail Making Test (в дословном переводе с английского «тест прокладывания пути») – нейропсихологическая методика, основной задачей которой является исследование зрительного вида внимания и умения человека переключаться между несколькими задачами. ТМТ включает 2 части из 25 карточек и организован по аналогии с детской головоломкой «Соедини все точки в определенной последовательности».
Trail Making Test помогает определить:
- Скорость визуального поиска.
- Развитость избирательного внимания к определенным стимулам.
- Скорость распознания информации.
- Способ и темп обработки поступившей информации.
- Уровень программирования деятельности.
- Способность делать выбор.
- Умение переключать внимание.
- Темп сенсомоторных реакций.
- Возможность планирования действий в соответствии с поставленной целью.
- Вероятность возникновения когнитивных нарушений (например, развитие болезни Альцгеймера).
- Наличие лобной дисфункции.
Краткая историческая справка
Впервые Trail Making Test был применен в 1944 году и оценивал общий интеллект человека в составе большого блока индивидуальных тестов на определение общих способностей военнослужащих. В 1956 году Рейтан попробовал использовать тест для выявления расстройств когнитивных функций, спровоцированных цереброваскулярными болезнями. Проведенное исследование продемонстрировало высокую результативность, а потому в конце 1950-х годов ТМТ был включен в Нейропсихологическую батарею тестов Халстеда-Рейтана (Halstead-Reitan battery).
Сегодня Trail Making Test широко применяется в клинической практике в качестве диагностического метода при выявлении нарушений функций мозга.
Проведение и интерпретация
Суть ТМТ: последовательное соединение 25 целей на бумаге или экране монитора.
Задача ТМТ: испытуемый должен закончить соединять указанные точки как можно скорее – именно время является основным показателем производительности.
Структура ТМТ: два субтеста – А и В. Субтест А выявляет скорость когнитивной переработки информации испытуемым, субтест В исследует познавательные процессы (гибкость мышления, рабочая память, контроль внимания и торможения).
Особенности субтеста А:
- На бланке (мониторе) расположены числа от 1 до 25 в хаотичном порядке.
- Объект соединяет линиями числа в прямой последовательности.
- Правильное выполнение подразумевает отсутствие пересечений линий.
- Превышение нормативного времени говорит о замедлении темпа психического развития, значительных затруднениях концентрации.
- Множественные ошибки и исправления контролера указывают на расстройство избирательного внимания.
- Непонимание задания свидетельствует о дефиците гибкости мышления.
Особенности субтеста В:
- На бланке (мониторе) хаотично расположены числа от 1 до 13 и буквы от А до М.
- Испытуемый по порядку соединяет линиями цифры с буквами.
- Превышение временных нормативов указывает на сложность переключения активного внимания.
- Ошибка, состоящая в последовательном соединении отдельно цифр и отдельно букв, свидетельствует о пассивности когнитивных процессов.
Результаты исследования формируются с учетом возраста объекта испытания. Для максимально объективного диагностирования ТМТ применяется в сочетании с другими нейропсихологическими методиками.