Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттела
Культурно-независимый тест интеллекта был разработан в 1949 году Реймондом Бернардом Кеттелом на основе концепции о психологическом смысле интеллекта. Согласно этой концепции, интеллект имеет двухфазную модель:
- «Свободный». Обусловлен биологическими детерминантами. Развитие способностей в рамках этого интеллекта не связано с приобретением ЗУН или активными психическими функциями – они являются результатом формирования логических связей и мыслительных операций.
- «Связанный». Развивается на основе «свободного» интеллекта. Напрямую связан со знаниями, умениями и навыками, приобретенными в процессе различных видов деятельности (игровой, учебной, профессиональной), воспитания, коммуникаций. На «связанный» интеллект влияют специфические черты личности: интересы, увлечения, ценности, мотивации и так далее.
Тест Р. Кеттелла призван измерить именно «свободный» интеллект, который проявляется через возможности восприятия человека в процессе выполнения специфических чувственных заданий.
Разновидности теста
Варианты культурно-независимого теста:
- Модификация 1. Используется для изучения интеллекта детей 4-8 лет. Эффективен при диагностировании нарушений развития психики.
- Модификация 2. Применим в исследовании детей от 8 лет и среднестатистических взрослых.
- Модификация 3. Оптимален для изучения высоких интеллектуальных способностей.
Структура методики Р. Кеттела
Наиболее распространенный тест во второй модификации состоит из 2 частей по 4 субтеста:
1-й – «дополнение». Выбор фигуры из предложенных, которая бы продолжила логическую последовательность. Сложность – по возрастанию.
2-й – «классификация». Определение фигуры, которая отличается от остального ряда по ряду признаков.
3-й – «матрица». Усложненный вариант 1-го субтеста: выбор фигуры для продолжения логической цепочки из нескольких рядов: горизонталь, вертикаль, диагональ.
4-й – «топология». Поиск геометрического объекта с точкой внутри, которая могла бы занять положение фигуры-образца, основанный на анализе расположения точки в отдельных фигурах.
Тест имеет высокую валидность и надежность. Прошел стандартизацию в США, Англии, Германии, Чехии, Словакии, Болгарии.