Кривая Эббингауза
Важнейшим мыслительным процессом является запоминание, позволяющее усвоить объемы нужной информации. Проблемой становится забывание, невозможность через некоторое время воспроизвести усвоенное.
Явление досконально изучал психолог из Германии Г. Эббингауз. Еще в 1885 году, после экспериментальных исследований, им была выведен график, наглядно представляющий все закономерности процесса. Ученый на базе трех букв составил 2300 слов. Слова были произвольным набором, не несущим никакого смысла и смысловых ассоциаций. В процессе исследования слова заучивались, при этом учитывалось время запоминания и время забывания.
Изучалась «чистая память», то есть процесс запоминания, где не задействовалось мышление. Именно поэтому использовались бессмысленные слоги.
Результаты исследования Эббингауза:
- самый большой объем информации теряется сразу же в период после заучивания (в первые полчаса – до 50%);
- осмысленная информация запоминается быстрее (почти в 9 раз);
- запоминать и заучивать данные лучше целиком, чем по частям;
- если знать, что данный материал будет необходим в дальнейшем (для работы, для быта), то информация запоминается быстрее;
- выведение «эффекта края»: начальная и конечная информация запоминается быстрее;
- если добавлять больше повторений, скорость заучивания не увеличивается, а наоборот, уменьшается.
На основе выводов исследования, ученый предложил алгоритм решения проблемы. Схема основывается на повторении полученной информации через определенные временные интервалы:
- Первый раз информацию повторяют сразу после восприятия, проговаривая вслух.
- Второе повторение – через 20 минут.
- Третий раз повторяют информацию через 8 часов.
- Четвертый раз – через сутки.
Схема позволяет быстро выучить материал на короткий срок.
Для длительного запоминания схема похожая, но рубежей будет больше:
- Повторение сразу же.
- Через 20-30 минут.
- Через день.
- Через 14 дней
- Через месяц.
Эббингауз разработал ряд рекомендаций для более успешного запоминания информации.
- Постоянное изменение специфики выданного материала («затаптывание следов»). Чередование способа подачи информации, тематики.
- При необходимости запомнить большой объем, особое внимание уделяют информации в центральной части. Согласно «эффекту края», начало и окончание запоминаются хорошо, а середина зачастую «выпадает».
- Подача информации должна быть эмоциональной. Если таковое отсутствует, требуется придумать какую-либо интерпретацию, в том числе и шуточную.
Разработанная ученым методика была дополнена результатами исследований других специалистов. В настоящее время алгоритм активно используется в различных сферах, например, при изучении иностранных языков (метод интервального повторения).